Главная arrow История arrow Борьба за независимость

Борьба за независимость
Против османского правления регулярно выступало население Македонии. Одно из наиболее значительных восстаний произошло в последние годы правления Сулеймана Великолепного, в 1560-х годах. Еще более значительные по масштабам восстания вспыхивали во время австро-турецких войн (1593-1606 гг., 1683-1699 гг.).
Рост мятежей был связан отчасти с распространением во второй половине XVI в. системы «чифтлик» (по-турецки «парная упряжка волов»). Эта система характеризовалась появлением класса новых землевладельцев, которым крестьяне вынуждены были отдавать часть своей продукции. В XVI в. выросли города и появился рынок сельскохозяйственной продукции.
Рост населения и промышленности в Западной Европе способствовал продаже за границу сельскохозяйственных продуктов, которые производились в Македонии с избытком. Состоятельные купцы пользовались уважением османских правителей и могли занимать достаточно высокие должности. Некоторые купцы проявляли симпатию к идеям Французской революции и к движению за независимость, которым руководил Карагеовойргий Петрович из Сербии; многие македонские влахи являлись активными сторонниками сербского движения за независимость. В 1807-1808 гг. в Македонии и соседних областях произошло несколько восстаний, руководимых лидерами партизан, которые хотели объединиться с войсками Карагеоргия.
К XIX в. в Румелию – так называли византийские земли, захваченные Османской империей, частично входило христианское население Македонии. Треть населения составляли мусульмане, в основном турецкого происхождения, в городах мусульмане-славяне и албанцы составляли меньшинство, в сельских районах мусульмане-албанцы и мусульмане-славяне расселились в верховьях р. Места. В городах преобладали турки, греки, евреи, армяне и влахи. Только после 1860 г. славянский этнос приобрел некоторое значение в городах
Доля славян в населении Македонии снизилась из-за эмиграции славян в 1690 г., иммиграции албанцев на протяжении XVI в. и после 1690 г., а также появления в городах греков и влахов в XVIII-XIX вв. В северной части Македонии во времена Наполеона славяне составляли более половины населения, в южной части - менее трети, и около трети населения составляли греки. Однако доля греческого населения выросла в результате эллинизации многих влахов и некоторых более зажиточных славян. Как в северной, так и в южной частях Македонии власть была сосредоточена в руках турок, тогда как экономическая власть до 1860 г. - в руках греков, евреев и влахов.
Во время войны за независимость Греции (1821-1829 годы) под влиянием роста греческого национального самосознания, а затем и с распространением на Балканах русского влияния, чему способствовала русско-турецкая война 1828-1829 годов, начинается формирование национального самосознания македонских славян. Враждебно настроенное к греческим иерархам низшее духовенство Македонии первым способствовало распространению славянского самосознания среди македонских славян. Важную роль в этом сыграли монастыри Осогово и Лесново.
После 1860 г. славянский патриотизм охватил и светские более образованные круги, особенно в Струге и Охриде, но класс македонской интеллигенции не был в Македонии многочисленным. Большая часть македонцев не прониклась духом национального самосознания, даже в переломные годы македонской истории (1900 г., 1912 г., 1945 г.), предпочитая союз с Грецией или Болгарией. Этому во многом способствовала болгаризация македонского населения, начавшаяся после учреждения в 1870 году Болгарского экзархата. Главной целью экзархата было создание национального духовенства, призванного заменить иностранное (греческое). Многие болгары и болгаризованные македонцы использовали новую церковную организацию для создания школ с обучением на болгарском языке.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. завершилась подписанием Сан-Стефанского мирного договора. По условиям которого создавалась Великая Болгария, включавшая в свой состав и территорию Македонии, за исключением Салоник. Однако, после вмешательства Великобритании и Австрии условия Сан-Стефанского мира в том же году подверглись пересмотру на Берлинском конгрессе, и Македония осталась в составе Турции. После 1890 г. в Македонии соперничают греческая, болгарская, сербская и румынская православные церкви.
В 80-х гг. XIX в. в Салониках, Пловдиве и Софии были организованы македонские революционные кружки. В 1893 г. два македонских учителя (Гоце Делчев и Дамян Груев) основали тайное общество в Салониках, позже преобразованное во Внутреннюю македонскую революционную организацию (ВМРО). Члены общества считали, что Македония добьется независимости только в результате революции. Вместе с тем, в 1894 г. был сформирован так называемый Верховный Македоно-Одринский революционный комитет (ВМОРК), в который вошли офицеры болгарской армии и ряд македонских эмигрантов. Комитет стремился убедить македонских славян в том, что Македония может освободиться только при поддержке Болгарии.
Подобные ВМОК организации создаются в Сербии и Греции. В начале ХХ века Болгария, Сербия и Греция переходят к вооруженным действиям на территории Македонии, отстаивая ее независимость от Турции, но выступая за присоединение ее территории к своим государствам.
 
« Пред.   След. »